http://www.bizavnews.ru/images/bizavweek/BizavWeek_246.pdf
На страницах нашего издания мы долго и, главное,
много рассказываем о тенденциях и состоянии рынка
деловой авиации различных регионов. А ближайшие
соседи из Республики Казахстан незаслуженно обде-
лены нашим вниманием, хотя те процессы, которые в
последнее время наблюдаются там, ярко иллюстри-
руют экономическую ситуацию в стране. Мы решили
исправить это недоразумение и сегодня у нас в гостях
совладельцы крупнейшего бизнес-оператора Казах-
стана – компании Jet Airlines – ее генеральный дирек-
тор Абдулатип Аутович Исаев и заместитель, дирек-
тор по развитию бизнеса Данияр Аханович Бижанов,
которые расскажут читателям BizavWeek о ситуации
на рынке бизнес-перевозок и планах компании.
Расскажите, пожалуйста о рынке бизнес-
авиации в Казахстане. Оценка инфраструк-
туры, какие сегменты наиболее востребо-
ваны и бизнес-трафик в цифрах.
По нашему мнению рынок бизнес-авиации в Ка-
захстане переживает свою третью трансформацию.
Зародился рынок в начале 2000-х и к 2007 году он
насчитывал около 30 авиакомпаний с порядка 50
самолетами, работающих в секторе корпоративных
перевозок. Около 70% самолетов в тот период со-
ставляли ВС советского производства, переоборудо-
ванные в бизнес-джеты. После кризиса 2008 года и
введения всех авиакомпаний Казахстана в 2009 году
в «черный список» начался резкий упадок отрасли
бизнес-перевозок – количество казахстанских ави-
акомпаний, работавших в секторе корпоративных
и бизнес-перевозок к 2012 году, сократилось до 9,
количество самолетов до 20, в основном западно-
го производства. Начиная с 2013 года количество
бизнес-операторов сократилось до 5, но наблюдается
постепенный рост количества самолетов в данных
авиакомпаниях на 20% в год и более ускоренный
рост авиаперевозок на порядка 30% в год. На дан-
ный момент грубо можно поделить все перевозки в
данном секторе на следующие составляющие: около
40% - корпоративные, около 30% – бизнес-чартеры,
около 20% – VIP-туризм, а в остальные 10% входят
медицинские эвакуации и пустые перегоны.
Что касается инфраструктуры, то по сравнению с се-
рединой 2000-х здесь наблюдаются хорошие сдвиги.
У большей части региональных аэропортов в Респу-
блике Казахстан реконструированы ВПП и установ-
лено новое аэронавигационное и светосигнальное
оборудование западного производства. Повышены
минимумы категорий ВПП. Кроме этого, реконстру-
ированы терминалы и в наиболее привлекательных
для туристов и бизнесменов городах построены
новые VIP-терминалы. Все это очень благотворно
сказывается на росте количества корпоративных и
бизнес-перелетов внутри страны. Еще одним прият-
ным трендом, связанным со все большим использо-
ванием самолетов западного производства, является
строительство новых отапливаемых ангаров для
хранения и технического обслуживания воздушных
судов. Но пока это наблюдается только в основных
городах базирования бизнес-джетов – в Астане и
Алматы.
Основные тренды на рынке. Бизнес-авиация
– эффективный механизм для бизнеса или
все же дорогая игрушка?
Времена, когда для многих бизнесменов Казахста-
на бизнес-авиация была больше личной дорогой
игрушкой, нежели эффективным инструментом
ведения бизнеса, канули в лету. По нашему мнению,
финансовый кризис 2008 года внес свои корректи-
ровки в сознание бизнесменов. Времена шальных
денег от кредитованных коммерческими банками
мега-проектов и мудреных финансовых схем отпели
свое, ужесточился контроль со стороны государства
за коммерсантами и чиновниками, приобретаю-
щими дорогостоящие игрушки только для личных
нужд. Также свою роль сыграл мораторий 2009 года
на сертификацию новых авиакомпаний, до которого
любой казахстанский нувориш мог за сравнительно
небольшие деньги поучить свой личный коммерче-
ский сертификат эксплуатанта, с возможностью осу-
ществления рейсов по всему мир, имея под флагом
всего один самолет или даже вертолет.
Сегодня индустриально-инновационное развитие
страны является основным источником потреб-
ностей в корпоративных и бизнес-авиаперевозках.
Большинство казахстанских владельцев бизнес-
джетов, помимо того что удовлетворяют свои лич-
ные и бизнес-потребности, отдают свои самолеты
в коммерцию для того, чтобы снизить финансовую
нагрузку по содержанию своего самолета и обслу-
живающего его персонала. Некоторые владельцы
рассматривают это даже как бизнес, вкладываясь в
развитие управляющих компаний операторов, таких
как наша Jet Airlines. Наша бизнес-модель управля-
ющей компании-оператора дает свои положитель-
ные результаты. За много меньшую, чем содержание
своей собственной авиакомпании или команды пла-
ту, владелец воздушного судна отдает его под управ-
ление нашей компании, летает на своем самолете по
себестоимости и совместно с нами зарабатывает на
коммерческих рейсах. Чем больше самолетов в на-
шей авиакомпании, тем меньше административные
и сертификационные расходы.
Jet Airlines берет на себя обязательства по контролю
за техническим состоянием ВС, обеспечению без-
опасности полетов, организации летной работы, под-
держанию необходимой материально-технической
базы и квалификации персонала, ведению необходи-
мой документации, выполнению требований авиа-
ционных властей и других государственных органов,
и, как уже было сказано, по пожеланию владельца
ВС может выступить агентом по коммерческой про-
даже летных часов.
А какие процессы, на Ваш взгляд, тормозят
развитие сегмента в стране?
Первая большая проблема – это плохо развивающа-
яся база новых клиентов сегмента бизнес-авиации.
Медленно восстанавливающаяся после финансово-
го кризиса экономика и нестабильность прогнозов
пока не способствуют созданию достаточно пло-
дородной почвы для роста зажиточной прослойки
среднего класса, способной позволить себе полеты
на бизнес-джетах и даже на турбопропах. Наша
компания ведет планомерную работу по привлече-
нию потенциальных клиентов из сектора self-made
бизнес-элиты.
Большинство существующих клиентов, легко пере-
живших кризис, – это крупные магнаты в основном
из сырьевого и энергетического сектора, которые
чаще всего имеют свои личные авиакомпании с
парками личных самолетов и ВС, принадлежащих
аффилированным с этими магнатами бизнесам. Не-
которые из крупных бизнесменов, переживших кри-
зис, могут позволить себе содержать свои самолеты в
Европе и США. Таким образом, существующая кли-
ентская база процентов на 70 сидит в сегменте круп-
ного бизнеса, который на данный момент обслужи-
вается в двух местных компаниях и за рубежом, и не
обратится за услугами в такие компании, как наша.
Таких компаний, как Jet Airlines, еще две на рынке,
и нам остается около 30% существующих клиентов,
однако мы серьезно прорабатываем возможности
привлечения новых клиентов, для которых Jet
Airlines может создать хорошую выгоду. Вторая про-
блема – это ограничение на полеты казахстанских
компаний в Европу. И третья проблема – это нехват-
ка квалифицированных кадров с опытом работы по
западным стандартам.
Расскажите, пожалуйста, о Jet Airlines. С
чего все начиналось, и какие проекты вы
планируете реализовывать в будущем?
Авиакомпания была создана в декабре 2004 г. и
стала первой в Республике Казахстан по работе с
VIP-клиентами. Первоначальный флот Jet Airlines
состоял из двух самолетов Ту-134 с VIP-салонами.
Первый полет был произведен из Алматы в Астану.
В дальнейшем географический арсенал компании
«пополнился» полетами в СНГ, страны ближнего и
дальнего зарубежья и насчитывал более 250 кор-
поративных рейсов в год. В мае 2013 года компания
была куплена тремя новыми акционерами, двое из
которых имеют большой опыт работы на рынке биз-
нес-авиации, западное авиационное образование, а
мажоритарный акционер является медиа-магнатом с
огромным опыт работы на медиа-пространстве Казах-
стана. Такая синергия дает свои хорошие результаты в
развитии авиакомпании и росте количества клиентов
авиакомпании. С момента приобретения компании
новыми акционерами парк авиакомпании увеличился
с одного до пяти самолетов, общий налет возрос в 50
раз.
Парк воздушных судов и планы по модерниза-
ции.
За 10 лет работы авиакомпанией накоплен большой
опыт организации эксплуатации таких воздушных су-
дов, как Ту-134, Bombardier Global Express, Challenger
605, Cessna Citation X, Hawker 850XP, 900ХР, Hawker
Beechcraft Premier IA, Beechcraft King Air C90A и
Beechcraft Super King Air 350. На данный момент под
управлением Jet Airlines находятся девятиместная
Cessna Citation X, Ту-134 Б-3 с VIP-салоном, рас-
считанным на перевозку 32 пассажиров, восьми-
местный Hawker 900XP, шестиместный Beechcraft
Premier IA, а также турбовинтовой Beechcraft Super
King Air 350 с VIP-салоном для 8 пассажиров. Сред-
немесячный налет каждого самолета компании
превышает 40 часов. Сейчас мы ведем переговоры с
несколькими владельцами и потенциальными поку-
пателями бизнес-джетов для того, чтобы их самоле-
ты зашли под наше управление.
Портфолио услуг, и какие новые направле-
ния бизнеса будут развиваться и станут
доступны клиентам в будущем?
Сейчас портфолио услуг перевозчика включает не
только выполнение чартерных рейсов, но и менед-
жмент воздушных судов и яхт, помощь в подборе и
приобретении авиатехники и яхт, регистрация ком-
паний владельцев техники, разработка инвест-про-
ектов и поиск финансирования. Сегодня мы можем
предложить финансирование под 4% годовых для
новой авиатехники и яхт, и 7% годовых для авиатех-
ники со вторичного рынка.
К 2017 году компания планирует пройти сертифика-
цию по стандартам качества (IOSA, ISO9001:2008 и
AS9100:2009), а также получить второе свидетель-
ство эксплуатанта – AOC в европейской стране. По
последнему вопросу руководство Jet Airlines уже
ведет переговоры с администрацией гражданской
авиации одного из государств. В случае положитель-
ного решения для авиакомпании откроется небо
Европы. Авиакомпания прорабатывает проект реги-
онального аэротакси на базе легких бизнес-джетов,
а также «присматривается» к более емким машинам
пассажировместимостью от 30 до 50 мест, рассма-
тривая проекты по переоборудованию самолетов
Boeing и Airbus в quick-convertible VIP-салоны для
перевозки правительственных, бизнес-делегаций,
спортивных команд и туристов.
Планирует ли компания в будущем найти
партнера среди зарубежных игроков рынка?
На данный момент мы являемся партнером фран-
цузской компании Aqua Marine по организации
чартеров и приобретения яхт любых размеров по
всему миру. Также мы являемся партнерами одной
британской компании по вопросам финансирования
и рефинансирования сделок по приобретению авиа-
техники, яхт и недвижимости. В области организа-
ции бизнес-перелетов партнерство с зарубежными
компаниями находится в стадии рассмотрения.
Помимо развития парка, планирует ли
компания инвестировать, например, в соб-
ственные инфраструктурные объекты,
например, FBO?
В авиакомпании завершается процесс сертификации
авиационными властями республики Казахстан, как
организации по ТОиР АТ (техническому обслужива-
нию и ремонту авиационной техники). Имеющееся у
авиакомпании в международном аэропорту Алматы
техническое помещение позволяет иметь материаль-
но-техническую базу для проведения таких работ.
Акционеры готовы сотрудничать с потенциальными
инвесторами по вопросу развития инфраструктуры
ангарного хранения и организации ТО авиатехники,
что может являться перспективным направлением
бизнеса. В данный момент большинству бизнес-
джетов приходится летать на ТО в страны дальнего
зарубежья.
С помощью каких маркетинговых механиз-
мов компания планирует оставаться наибо-
лее «сильной» в стране?
Цель нашей компании быть максимально удобной,
комфортной и безопасной авиакомпанией для наших
клиентов. Из наиболее эффективных маркетинговых
инструментов у Jet Airlines существуют выгодные
скидки и накопительные программы для постоянных
клиентов, а также минимально возможные цены на
рынке для клиентов, готовых вносить 100% предопла-
ту за свои полеты на год вперед.
Наша авиакомпания является пионером казахстан-
ского Интернет-пространства в области разработки
web-систем, ориентированных на оптимальную рабо-
ту с заказчиками VIP-рейсов. Первый сайт с работаю-
щей системой заказа VIP-рейсов и предоставлением
информации об Empty Legs был запущен компанией в
2009 году. Сегодня мы практически завершили рабо-
ту над новым сайтом, который уже работает с клиен-
тами в тестовом режиме. Мы уже начали получать
запросы на VIP-чартеры через наш сайт.
Структура компании и ее собственники.
Компания имеет стандартную структуру, рекомендо-
ванную международной организацией гражданской
авиации ИКАО во всем мире, и полностью соот-
ветствует требованиям местного законодательства.
Также изучаются нововведения в требованиях ев-
ропейских авиационных властей и рекомендации к
прохождению аудита IATA (международной ассоциа-
ции авиаперевозчиков), который наша авиакомпания
планирует пройти в 2018 году. В компании на сегодня
работает около 50 человек. Два главных руководителя
авиакомпании являются ее акционерами.